Натюрморт (француз. nature morte – неживая природа, натура) — это один из жанров изобразительного искусства

Натюрморт (француз. nature morte – неживая природа, натура) – это один из жанров изобразительного искусства.

Натюрморт – постановка, являющаяся объектом изображения

В состав композиции могут входить не только неодушевленные предметы, но также и природные формы. В англоязычных странах принято другое определение, более точное still life (англ.) или stilleben (немец.) – тихая жизнь.

Натюрморт, как жанр искусства, появился в Голландии в начале XVII века. Изображая самые привычные для нас вещи, художники показывали их поэтичность и красоту.

Начиная работать в подобном жанре, художник легче познает основные положения изобразительной грамоты. Академическое обучение живописи понятиям перспективы, композиции, колористики и другим постигаются очень быстро. И конечно, это не ограничивается изображением стола прикрытого драпировкой, на котором стоит ваза с фруктами.

Ведь составить композицию можно из разнообразных предметов, подчас непредсказуемых, а можно вообще работать на открытом воздухе. И в этом случае видна разница между естественным освещением и искусственным в изображении одного и того же предмета, тем самым решаются разнообразные задачи живописи и творчества.

Одна из первых задач художника правильно собрать композицию для картины. Этот этап состоит из подбора и расстановки предметов, выбора точки зрения на натуру. Цветовая гамма композиции должна гармонировать. Составляют его либо в холодной, либо в теплой гамме. А вот внедрение холодных оттенков в теплую гамму, как ни странно, дает неплохое цветовое равновесие. Не маловажную роль играет и выбор фона или пейзажа – пространства, которое подскажет воображение. Убедительность и правдивость должен придавать фон композиции, но если говорить о придании деталям рисунка объема и глубины – не отменяется стилевая широта жанра, никто не запретит создать и сюрреалистический натюрморт.

Несколько советов для начинающих художников в жанре натюрморт

Вся постановка устанавливается ниже линии горизонта, так чтобы нижняя часть предмета была хорошо видна. Составляя композицию, обязательно учитываем высоту, расположение, форму и цвет предметов. Крупные предметы должны быть частично перекрыты более мелкими предметами. Старайтесь в процессе рисования сохранять целостность образа, который вы задумали при постановке предметов: не рисуйте только один предмет, пририсовывая постепенно к нему остальные, нарушится соотношение размеров, и рисунок не войдет на полотно. Начинайте с наброска всей композиции, беглыми легкими линиями отметьте места, на которых располагаются предметы.

Запомните, главная задача – изобразить форму предметов. Ошибочно полагать, что срисовав контур предмета, станет понятна и форма. Нарисовать предмет гораздо легче, чем срисовать его контур. Необходимо, чтобы в результате изображения формы обрисовался контур предмета. Только после построения натюрморта, можно перейти к прорисовке мелких деталей, уточнять форму и оформлять красками.

Работая краской, накладывайте мазки по форме предмета, отходите и смотрите на работу с расстояния. Приготовив на палитре нужные тона краски, начинаем выполнять рисунок акварелью сверху. Чуть влажной кистью снимаем излишки краски или высвечиваем определенное место, ведя кисть снизу вверх. Начинаем рисунок со светлого тона. Смешиваем цвета акварели на палитре во влажном состоянии или вливая на рисунке цвет в цвет. Рисуя краской по мокрой бумаге, получаем мягкие переходы из цвета в цвет. Ошибку можно смыть водой, а сухой кистью или губкой снять излишек краски.

В графическом рисунке, перед штриховкой, определите направление света и тени в натюрморте. Избегайте полутонов. Не трогаем свет, мягким карандашом накладываем редкую штриховку на область тени со всеми полутонами. Во избежание недостатка силы карандаша для самых темных падающих теней, не чертите. Запомните, основная штриховка ложится по форме предмета, а удаляющиеся в перспективу объекты, будут прорисовываться мягче.

Для развития навыков рисования фона существуют несколько упражнений

Проанализировав плоскости излома, пробуем сделать рисунок мятого листа бумаги или картона. Отмечаем, что грани напоминают грани кубика. Поняв это, задание уже не так сложно в выполнении. Данное упражнение полезно в развитии глазомера и позволит в дальнейшем правильно писать и естественный драпировочный фон.