Старо-новый формат

Сейчас многие задумываются над тем как сделать цветной черно белую фотографию но мало кто задумывался о форматах изображения. Фотографии создаются в пределах пространственной связи, и эта связь — рамка видоискателя. Границы получаемого в процессе съемки изображения, в большинстве случаев образуют четырехугольник и оказывают значительное влияние на то, что находится внутри.

Самая распространенная форма кадра до прихода цифровой фотографии была горизонтальная рамка с пропорциями 3:2. Она поддерживалась стандартом фотоаппаратов и использовалась для пленки с размерами кадра 36-24 мм, но в современном мире для большинства камер среднего уровня применяется не менее вытянутый формат, а более привычный для нашего глаза формат 4:3. И все же рамка 3:2 является классикой.

В большинстве случаев снимки такого формата делаются, держа фотоаппарат горизонтально, и этому есть свое объяснение:

Первая причина — эргономическая. Зеркальные фотоаппараты устроены таким образом, чтобы их применяли с помощью горизонтальной ориентации. При повороте его набок, держать его становится крайне неудобно.

Вторая причина — более фундаментальная. Благодаря особенностям нашего зрения мы способны воспринимать изображение в горизонтальном виде. При этом, мы не можем воспринимать рамки, так как человеческое зрение устроено таким образом, что большинство нашего внимания ложится на локальные детали, что позволяет мгновенно сканировать поле зрения. И вместо того, чтобы воспринимать увиденное как целостную картинку, изучая с помощью зрения окружающий мир, мы можем видеть только расплывчатые очертания горизонтального овала и стандартный вытянутый по горизонту кадр это приблизительное соответствие восприятию нашего зрения.

Третья причина — соотношение 3:2 зачастую воспринимается как слишком вытянутое для комфортной работы с портретной композицией.

Конечный результат использования рамки с соотношением 3:2 — естественность изображения. Такое соотношение ширины и высоты рамки соответствует линии горизонта, как и большинство пейзажей и общих планов. Лучше помещать изображение в рамке ниже, а не выше, так как это способствует ощущению стабильности.

Впрочем, для вертикальных объектов преимуществом может быть вытянутость рамки, т.е. соотношение ширины и высоты 2:3, например, в случае съемки человеческой фигуры в полный рост. Однако чаще всего отношение 2:3 редко бывает удовлетворительным.